Согласно архитектурному плану византийских монастырей трапезная располагается непосредственно напротив врат главного монастырского храма. Это имеет как практическое, так и символическое значение. По окончании Божественной Литургии все братство, игумен и паломники, образуя процессию, с пением псалмов и выносом свечей, направляются в трапезную. Этот образ явлет собой продолжение Божественной Литургии – духовной трапезы – в трапезе материальной. Продолжение причащения Хлеба Жизни – Христа – в причащении благ, которые подает Христос для укрепления душ и телес. Таким образом, и вещественная трапеза становится Божественной Евхаристией.
Сладок Христос, которому мы причащаемся на Божественной Литургии. И это не только духовное чувство, воспринимающее таинство живого присутствия и действия Бога. И телесные чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – сочувствуют в познании Бога, потому, что человек – это тело, душа и дух. И, таким образом, вся наша жизнь становится богообщением и Евхаристией, особенно же процесс, посредством которого сохраняется дар жизни.
Подобно тому, как Христос из любви предлагает нам свои блага, так и монах из любви печется о том, чтобы как можно лучше приготовить те блага, которыми он пользуется, и разделить их со своими братьями. Готовя пищу старательно и с изобретательностью, он служит братьям Христа, и предоставляет им еще один повод к общению и благодарению. Трапеза – это общение с братьями, участие в общих благах. Пища не должна быть частным делом, но поводом к общению и любви – важным и существенным выражением жизни киновии. Как говорит свт. Василий Великий о монашеском общежитии: «Все же обще: и души, и расположения, и телесные силы, и то, что нужно к питанию тела и на служение ему, один общий Бог, общее спасение, общие труды. Многие составляют одного, и один не единственен, но во многих». И, таким образом, приготовление трапезы и участие в ней это еще один повод и, в то же время, выражение этого единства, проистекающего из любви.
Святогорская традиция оставила в наследство вместе с духовным вкладом также и собрание рецептов для простых и праздничных дней, для дней поста и разрешения. Они совмещают в себе простоту и уважение к природе с хорошим вкусом. Достаточное количество их мы собрали и предлагаем с большой любовью и наилучшими пожеланиями нашим русскоязычным братьям. И, наконец хотим подчеркнуть, что, как говорит прп. Палладий Еленопольский (святой V века), «ни принятие пищи, ни отказ от нее не делает человека настоящим христианином, но вера, которая является в делах любви». Приготовление хорошей пищи и добросердечное предложение ее – это труд любви и служение Ангелов.
Игумен монастыря Кутлумуш
архим. Христодул