1. Родители занимаются «обеспечением» материальных потребностей ребенка, не устанавливая
с ним душевный контакт и теплые,
дружеские отношения, наполненные взаимным интересом.
2. Родители стремятся вырастить из
ребенка «идеального себя», чтобы он
стал таким, какими «они сами хотели, но
не смогли стать»; подменяют любовь к
реальному ребенку любовью к его идеальному «образу» в их сознании. Для
ребенка такая подмена весьма трагична.
3. Требования родителей не соответствуют их возрасту:
- родители слишком многое позволяют, слишком мало требуют; - родители слишком мало позволяют,
слишком много требуют.
4. Отношение родителей к детям неадекватны их возрасту:
- родители мнят ребенка младше, чем
он есть на самом деле, и общаются с ним
как с маленьким;
- родители рассматривают ребенка
как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже
имеющим жизненный опыт.
5. Родители часто заявляют ребенку,
что все, что он из себя представляет
и что имеет, - принадлежит на самом
деле им, родителям, психологически как
бы лишая тем самым ребенка право на
собственную жизнь, личность, чувства и
достижения.
6. Родители непоследовательны в
воспитании:
- в семье вообще нет четких правил
- за что ребенка накажут, а за что поощрят; все определяется «свободной прихотью» родителя;
- в семье существует 2 противоречивых набора правил воспитания - один
мамин, другой папин, и они не согласованы друг с другом;
- правила в семье есть, но родители
непоследовательны в их применении:
то применяют то нет; накажут за проступок, а потом просят прощения, ласкают
и дарят подарки.
Подростки становятся трудными, чтобы:
1. Попучить недостающее им внимание родителей - неважно, положитель-
ное или отрицательное:
- в случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания;
- в случае, если в детстве их приучили
к избыточным дозам этого внимания, баловали - у ребенка в силу инфантилизма
возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность во
внимании.
2. Отстоять свое право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью; самоутвердиться и уважать себя.