Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами Священного Писания мы провозглашаем. что
Господь Иисус Христос есть Царь, Пророк и Первосвяшенник
всей твари.
Господь научил нас, что в христианской Церкви и царстве
царь - не тот, который силой подчиняет себе других, чтобы привести их в безусловное и рабское послушание, но тот, кто служит
другим и отдает жизнь свою за других. И святой Иоанн Златоустый учит, что всякий может править народом, но только царь
может положить СВОЮ жизнь за народ свой, потому что он так
отождествляется со своим народом, что у него нет ни существования, ни жизни, ни цели, кроме как служить своему народу всей
своей жизнью , а если нужно - и смертью.
И сегодня, поклоняясь Кресту Господню, мы с новой силой
можем понять, с новой глубиной можем уловить, что означает
царское достоинство и служение Господа нашего Иисуса Христа:
оно означает любовь такую всецелую, такую совершенную, что
Христос может позабыть о Себе совсем, неограниченно позабыть
о Себе до такой степени и отождествить Себя с нами так, что Он
соглашается, в Своем человечестве, утратить чувство Своего
единства с Богом, с источником вечной жизни, - больше того: с
вечной жизнью в Себе Самом, и соединиться с нашей мертвостью,
с нашей смертностью. Такая любовь делает Господа Иисуса Хрис-
та нашим достойным Царем: перед такой царственностью прекло-
няется всякое колено (Флп. 2, 10) ... И потоми что Он таков, Он
может быть и Первосвященником всей твари. Первосвященники
языческого мира, первосвященники в Израиле совершали жертвоприношения, с которыми они отождествляли себя лишь в переносном смысле, символически, ритуально. Господь же Иисус Христос принес в кровавую жертву Самого Себя, хотя в Нем не было
ничего, что осуждало бы Его на ту смерть, которую Он взял на
Себя. Не говорит ли он в Своей Первосвященнической молитве, в
присутствии и общении с учениками: Приближается князь мира,
противник, и во Мне он не имеет ничего ... Во Христе нет ничего,
что принадлежало бы области смерти и греха. И Отцу Своему Он
говорит: Я освящаю Себя за них, в священное жертвоприношение
за Мой народ... Первосвященник, Сам принимающий заклание,
освобождает все остальные твари от ужаса кровавого жертвоприношения, но тем самым и ставит нас перед бескрайностью, бездонной глубиной любви Божественной, которую иначе мы не
могли бы себе и помыслить: Жизнь, соглашающаяся быть исто-
щенной, Свет, соглашающийся быть угашенным, Вечность, согла-
шаюшаяся умереть смертью падшего мира ...
И поэтому Слово Божие может говорить нам как Пророк.
Пророк - не тот, кто предвещает будущее; пророк - тот, кто говорит от Бога. Одна из книг Ветхого Завета говорит, что пророк - это тот, с кем Бог делится Своими мыслями. Христос может не
только говорить от Бога, но воплошает в действии, воплощает в
Своей жизни и в Своей смерти любовь Божию жертвенную, всецелую, совершенную, отдаюшуюся.
Вот почему почитание Креста - такое диво в опыте Церкви.
Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для
Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным
усилием приобщаясь все более глубоко, все более совершенно
жизни, и учению, и путям Христовым, можем научиться любить
такой любовью, которая все больше и больше приближается к
этой любви Божественной, и через нее познать то свойство, которым смерть - как забвение себя, всецелое и совершенное - соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной. Аминь.
Просветившеся добродетельми, приступим воздержания чистоту стяжавше, и Кресту честному вопиюще поклонимся:
Освяти наши души и телеса, сподоби нас и пречистей страсти Твоей поклонитися, едине Боже всех, даруй нам и милости Твоея.
Седмица 4-я Великого поста преизобилует многими воспоминаниями священных событий, угодников Божиих Церкви вселенской и наших соотечественников:
В понедельник-
Вместе со многими угодникам Божиими мы чтим память и нашего соотечественника прп. Тита,
пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190), прп. Тита Печерского, бывшего воина (XIV) и прп. Касиана, затворника (XIII-XIV) в Дальних пещерах:
Во вторник –
прп. Касиана Римлянина (435), блаж. Николая, Христа ради юродивого, Пеновского и в этот же день Девнетерувской иконы Божией Матери.
В среду- прмц. Евдокии (160-170)
В четверг-
сщмч. Феодота, еп. Киринейского и в этот же день иконы Божией Матери Державная (1917)
В пятницу-
мчч. Евтропия, Калинина и Василиска (ок 308) и в этот же день иконы Божией матери Волоколамской, (1572) третья пасия на малом повечерии, а на утрени – заупокойная служба с поминанием грамматок.
В субботу-
Заупокойная (2-я) Литургия, послеЛитургий – паростое (поминовение всех умерших)
В этот день и память прп. Герасима Иорданского, мчч. Павла и Иулиании (273), блгв. кн. Даниила Московского (1303). сщмч. Александра пресвитера (1938).
В ці святкові дні неділі Крестоуклінної у Свято-Георгієвській громаді відбулись всі чинні богослужіння.
|