Неочищенная душа не может стать сосудом благодати
Троица - это День рождения Церкви Хриcтовой. В этот день на общecтво учеников, как начало Церкви, сошел Святой дух, и оно cтало как бы единым телом, оживленным душой. С этоrо времени Хриcтова Церковь cтала раcти через усвоение и присоединение к себе других душ.
В этот праздник принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой и цветами. Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная, и Новозаветная Церковь сохранила этот обычай, усвоила ему и новое значение: теперь молодая зелень и цветы символизируют не только приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (или прекрасный цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.
Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный», конечный. Он есть завершение всех великих праздников - от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа. Он есть конец долгого, крестного пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.
Название сегодняшнего праздника - День Святой Троицы - объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность этого третьего Лица Пресвятой Троицы и учение о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты.
Христианство учит нас, что Единый Бог, Создатель вселенной, по- знается и существует в трех Лицах, Он есть Бог Троица - Отец, Сын и Святой Дух. Лица Троицы - это не три Бога, но один Бог.
Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво потому, что это тайна, которая не может быть выражена рационально. Отец Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли».
Это есть тайна внутренней жизни безконечного и непостижимого Бога. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4. 16). Но не только потому, что Он любит Свое творение - мир и человечество. Бог есть Любовь Сам в Себе, потому что бытие Единаго Бога - это событие Божественных Ипостасей Отца, Сына и Духа Святого, пребывающих между собой «в вечном движении любви», по словам преподобного Максима Исповедника. Троица есть Троица Любви, и Бог есть единство Трех безконечно любящих друг друга Лиц.
Праздник Святой Троицы говорит нам и о цели христианской жизни.
Он говорит о том, что мы есть некие таинственные чаши, в которые в этот день снисходит, льется и заполняет емкость сердечную энергия Духа Святого. Стяжание, собирание по крупицам этой Божественной благодати - вот непреходящее, вечное предназначение человека, его миссия.
В этом приятии, в этом стяжании Духа Божия и заключается смысл жизни христианина на земле. Кто принял в себя Святого Духа, кто стяжал Его благодать, тот стал причастным вечной жизни, тайны Будущего века, тот освятился и стал новым тво- рением, новым человеком.
Как же соединяется благодать с человеком? По словам святых отцов, это происходит подобно тому, как огонь соединяется с железом или углем. Если железо или угль, сами по себе холодные и темные, примут в себя естество огня, то они становятся совершенно другими - ярко светящимися и излучающими тепло.
Подобно этому и сотворенная из праха человеческая природа, сама по себе непричастная Божественного бытия и вечной жизни, когда принимает в себя благодать, то становится совершенно иной - богоподобной, святой и небесной. Все угодники Божии, которых мы почитаем, потому и являются, и именуются святыми, что приняли в себя изобильно благодать Божию, освящающую всякого, к кому она приходит, и наделяющую чело- века вышеестественными дарами.
Земная жизнь и дана нам для того, чтобы получить эту преображающую силу, чтобы с помощью Святого Духа стать чадами Божиими. И Церковь Божия, ее богослужение, Таинства, молитвы являются той средой, где мы можем научиться этому. Промысл Божий ведет нас к тому, чтобы чело- век задумался над собой, вырвался из омута обывательщины, вспомнил, что он предназначен для жизни в горнем мире, и стал заботиться о преображении своего сердца.
Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к друrим людям копошатся в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда - хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И эта тоска о новом сердце есть у каждого человека. Каждому дано почувствовать жажду другой жизни, иного бытия.
Как же нам приобретать благодать Святого Духа? Ответ может быть только один: через жизнь по заповедям Христа. Об этом Он Сам говорит в Евангелии: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины ... » То есть для того чтобы принять Духа Святого, нужно внимательно изучать заповеди Христа и исполнять их в своей жизни. Неочищенная душа не может стать сосудом благодати. Ведь не будет же никто вливать драгоценную какую- нибудь и чистейшую жидкость в разбитую грязную бочку ...
Святые отцы говорят, что как улетают пчелы, когда их окуривают дымом, так и Дух Святой удаляется от той души, в которой видит и чувствует смрадный дым страстей, греховных мыслей и сердечных движений, таких, например, как зависть, неприязнь к ближнему, злопамятство, блудные мысли, гордость, тщеславие и тому подобное.
И сегодня мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни. Аминь.
Иеромонах Гавриил (Рожнов)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим Всесвятаго Духа.
А в Свято-Георгиевской общине Петриковки, как и во всей полноте Церкви, совершались все уставные богослужения, зиждемые Духом Святым.