ПОКЛОНЕНИЕ БОГУ
Христос воскресе!
В беседе с самарянкой Господь Иисус Христос научает нас, как мы должны поклоняться или молиться Богу. "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться В духе и истине" (Ин.4,24).
Когда мы дома или в храме, стоя перед святыми
иконами, изображаем на себе крестное знамение,
преклоняем голову и колена, совершаем земные поклоны, зажигаем свечи и лампады, жертвуем на храм,
украшаем его, тогда совершаем чествование, служение
и поклонение Богу внешнее, наружное. Такое поклонение не есть еще поклонение духом и истиною, не
есть еще сама молитва, а только наружная принадлежность ее, оно имеет цену только тогда, когда бывает
выражением нашего душевного молитвенного настроения.
Истинная, духовная и спасительная молитва есть
возношение ума и сердца к Богу, а в высшей степенитакое состояние души, когда она возносится к Богу,
входит в ближайшее с Ним общение, беседует с Ним,
имеет как бы один дух с Господом и от того ощущает
неизреченную радость о Господе.
Если же сами мы не внимаем тому, что уста наши
произносят на молитве, то как смеем надеяться, чтобы
Бог внял нашей молитве. "Как же ты хочешь, чтобы Бог
тебя слышал,-говорит блаженный Августин,-когда ты
сам не слышишь, что перед Ним говоришь". Сам Господь осуждает холодных рассеянных богомольцев:
"Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и
чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня ... " (Мф.15,8-9).
Часто развлекают нашу душу в молитве суета, житейские заботы, греховные помыслы. Это происходит от
того, что мы приступаем к молитве без благоговения,
без предварительного приготовления к ней. Молитва
наша будет рассеянной, если мы начинаем ее сразу после своих занятии, после пустых разговоров, плотских
удовольствий, которыми наполнено все наше воображение. Перед молитвой важно напомнить себе, к Кому ты
собираешься обращаться, перед Кем хочешь излить
свои прошения, благодарения, славословия. Входя в
храм для молитвы, необходимо вспомнить, что храм - место особого благодатного присутствия Божия, где
"силы небесные с нами невидимо служат, где Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным".
Господь повелевает нам поклоняться Богу, или молиться Ему, не одним только духом, но и истиною; не
так, как бы мы вздумали сами служить Ему, а так, как
учит Своим примером Господь, как установили апостолы Христовы и святые отцы и как велит нам служить
Богу святая Церковь Христова.
Бог есть дух, говорит Господь жене самарянке, и поклоняться, молиться Ему нужно духом и истиной. Что
значит поклоняться Богу духом? Для поклонения Богу
мы по большей части собираемся в храмах. Но духом ли
здесь поклоняемся Богу? Если мы молимся без усердия
и внимания, рассеянно, если преклоняем голову, колена, устами произносим слова молитвы, а в душе не питаем чувства благоговения и мыслим совершенно иное,
если телом стоим в храме, а духом блуждаем по торжищам мира, то это, очевидно, не есть поклонение Богу
духом, потому что дух наш не участвует в таком поклонении. Напротив, когда дух наш невидимо беседует с
Богом-Духом и входит в общение со всеми небожителями, когда он от земли возносится горе, от предметов
видимых-к невидимым, когда мы горняя мудрствуем,
имеем как бы один дух с Господом, когда дух наш пламенеет любовью к Богу, парит в мир духовный, тогда
мы поклоняемся Богу духом.
Но поклонение Богу духом будет еще не полно, если оно не сопровождается поклонением телесным.
"Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших"
(1 Кор.6,20),-говорит слово Божие. Такое поклонение
Богу есть уже поклонение истинное. Кто так кланяется Богу, тот кланяется истинно, правильно, кланяется так, как учит нас сегодня Господь. Аминь.
Сегодняшний воскресный день еще и преукрашен молитвенной памятью нашего небесного покровителя св. Великомученика и Победоносца Георгия:
Весна нам возсия, светлое Владычнее и Божественное Воскресение, к Небесной пасхе от земли нас пресылая . с нею же просиявает всеславного мученика Георгия память светозарная, юже светло совершим, за Божественныя сподобимся благодати от Христа Спаса.
В ет же день мы также чтим память мч.Царицы Александры (303), мч.Анатолия и Протолеона (3030), сщмч.Иоанна пресвитера (1940), прп.Софии (1974) и многих других угодников Божиих.
Предстоящая же седмица, как вертроград Христов, радует нас всех памятью многих спасительных событий и подвигов святых угодников Божиих:
В понедельник –
Муч. Саввы Стратилата и с ним Ю-ти воина (272) наших соотечественников прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Алексия затворника Печерского, в Ближних пещерах, сщмч. Бранко пресвитера (1941).
И в этот же день особое почитание Молченской иконы божией Матери.
Во вторник-
Апостола и евангелиста Марка (63), прп. Вассиана Слепого (1827), сщмч. Сергия пресвитера (1938).
В среду-
Отдание праздника Преполовения, День Победы и поминовение усопших воинов:
На заупокойной ектении добавляется особое прощение:
«Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов, за веру и Отечество на поле брани живот свой положивших, от ран и глада скончавшихся в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, и всех, Победы ради потрудившихся и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному.»
В четверг-
Ап. И сщмч. Симсона, еродника Господня (107) прп. Стефана, игумена Печерского, СП. Владимир Волынского (1094)
В этот же день особое почитание Межирицкой иконы Божией Матери.
В пятницу –
Апп. От Ю-ти Иасона и Сосипатра, Керпиры девы и иных с ними пострадавших (I). Обретение мощей Софии Киевской (2012).
В субботу-
Девяти муч. Кизических, свт. Илариона, еп. Полтавского и Переяславского (1904), прп. Нектария Оптинского (1927) прп. Амфилохия Почаевского (1970).
И многих многих угодников Божиих, своими подвигами прославивших имя Божие, да их святыми молитвами Господь уврачует мир во всем мире, а наипаче на нашей Родине!
|