Нынешнее Евангeлие (Лк.19.1-1О), братья возлюбленные, учит
нас примером начальника
мытарей 3акхея доброй науке
подавaть милocтыню нищим,
каяться делом, а не словом
только и удовлетворять ближних за обиды, нами им сделанные. Оно учит всех- и богатых и
небогатых - науке дeятeльного
покаяния, науке щедрой и
посильной милocтыней бедным и
воздаянием обиженным прио6ретать великую и 6оraтyю
милость и благоволение Господа и вечное спасение души.
Закхей был мытарь, откупщик, или
сборщик податей со своих сограждан; а податные откупщики часте
собирали подати не без греха, и не
без большого греха, - выжимали, так
сказать, подати с народа нередко
всякими притеснениями и неправдами, только бы взять вдвое, втрое больше того, что сами платили римским чиновникам, назначавшимся из Рима
для сбора, и сколько возможно обогатиться на счет народной нужды.
И Закхей по этой причине был
очень богат и был нелюбим народом, который и прозвал его грешником. Но грешник этот - дивен Ты
Господи, во всех! - с пришествием
Господа в Иерихон и в дом неправды очнулся, познал безобразие v
гибельность сребролюбия, наживы
неправды с жестокосердием и искренне покаялся Господу во всех
неправдах своих и сделался праведником. «Господи! - сказал он, - половину имения моего я отдам нищим,и, если кого чем обидел, воздам
вчетверо» (Лк.19.8).
О, блаженный глас кающегося
мытаря, почувствовавшего все блаженство свое от посещения его доме
первой Благостью и Источником блаженства разумных тварей! Как пере-
родился вдруг мытарь! Тот, который
пред сим знал только искусство наживать и богатеть, теперь вдруг узнал добрую науку подавать и раздавать и тщательно разматывать тот
клубок, который прежде усердно наматывал.
Да послужит это примером нам с
вами, братья и сестры! Много и ныне,
братья мои, между нами, русскими,
хотя не именно между нами, есть
мытарей жестоких, льстящихся на
легкую наживу и неправедное обогащение, только, крайне жаль, неподобных евангельскому мытарю.
Закхей, что неправедно нажил,
все то и роздал нищим, коих, видно, было немало и в то время, не только
в наше, и, кого обидел, тому вчетверо возвратил, а наши мытари, скоро
наживающие гораздо более Закхея, обогащаются только сами и не дyмают неправедно нажитое раздавать
бедным или даже - какая дерзость и
гордыня! - смеются над теми, которые подают или раздают бедным, по
их мнению, не заслуживающим куска хлеба, - видите ли, все тунеядцы
да пьяницы эти нищие, все будто бы до одного.
Оно, правда, легче всех осуждать
- разбирать ведь долго, отличать настоящего нищего от ненастоящего.
Положим, что и между нищими не без греха, все люди грешны и между ними есть действительные пьяницы и тунеядцы. Но скажу я слово
этим строгим судьям - не мое, а Господне, что они скажут на него?
Каким судом судите, таким будут судить в с, и какою мерою мерите,
будут мерить вам (Мф.7.2). Вы чисты и праведны пред Богом, столь
строго судящие меньшую братию? А вы, сказал бы я им, вечные добросовестные труженики, воздержники, целомудренны, нерастленны до глубины сердца, нестяжательны. - ваше богатство нажито праведными трудами, совесть вас не обличает во лжах,
неправдах, во взятках, в праздности, в праздной, питающей корысть игре, в зависти, тщеславии, соперничестве, во
взаимной вражде и неприязни, пиршествах, во всякой роскоши и прочее?
И вы смеете поднимать бровь и
осуждать меньшую братию на голодовку и едва не на голодную смерть?
да разве у бедных железная, из стали слитая природа, а не подобостра-
стная и слабая, как и у всех нас, что
им непозволительно ни пить, ни есть,
ни обогреться в теплом углу после
коченения на морозе в течение нескольких часов?
Нет, наши мытари жестоки, хотя и
в христианской, небесной, любвеобильной вере и родились и воспитались и живут и пользуются ее неисчислимыми благами. Да, впрочем,
пользуются ли? Евангельский мытарь
сияет светлой звездой деятельного
покаяния и милосердия, ему должны
подражать мы.
Да умягчит всеблагий и всемогущий Господь сердца наши и сердца
всех имущественных и зажиточных
людей. В обыкновение вошло только
бранить нищих, презирать их, называть
тунеядцами, а дать им работу и дело
никто не потрудится или дать одежду,
чтобы можно было работать на морозе, никто не хочет да разве бранью и
презрением можно помочь горю?
Придите к этим нищим с деятельной помощью: оденьте их, накормите,
дайте им дело - и увидите, что они с радостью будут работать. Или без дальних хлопот дайте материальную помощь приходскому попечительству
на устройство дома трудолюбия, чтобы оно могло построить его и учредить в нем постоянные работы, чтобы не даром ели хлеб, да позаботьтесь
все давать им посильные работы - и не будет тунеядцев.
Все они, между прочим, плод и нашего жестокосердия, невнимания, нашей гордыни и самоугодия; не они
только виноваты в своей праздности,
а и общество. Скажите, что бы вы стали делать, попавши в их среду, ставши на их место?
Избави Бог всякого от их участи, и
да благодарят Бога счастливцы мира
сего за то, что они при всем множестве грехов своих вольных и невольных живут в довольстве, роскоши, что
все блага льются им рекой, - да, каются они в своей суетной жизни, в своих играх и забавах, но пусть не забывают, что, когда им очень тепло, и светло, и сытно, и весело, многим, многим
очень и холодно, и голодно, и крайне невесело. Аминь.
Святой праведный Иоанн
Кронштадтский
Начиная с сегодняшней недели и до недели 5-й Великого поста включительно на утрени по 50-м псалме поются умилительные псалмы – Покаяния от верзи ми двери…
Предстоящая седмица – сплошная седмица, во время которой поста нет, включая среду и пятницу.
Эта же седмица богата воспоминаниями о многих освященных событиях и святых угодниках; так среди них:
В понедельник – поклонение честным веригам ап. Петра
Во вторник – прп. Антония Великого (356)
В среду – свтт. Афанасия (373) и Кирилла (444) Александрийских
В четверг – прп. Макария Великого Египетского (391),
Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних
Пещерах (XII), прп. Макария диакона Печерского в Дальних пещерах.
В пятницу – прп. Евфимия Великого (473), мчч Инны Пинны и Риммы (I-II), прп. Евфимма, схимника Печерского, в Дальних пещерах.
В субботу – прп. Максима Исповедника (662)
И еще многих и многих святых знаемых и непоименованых молитвами которых Господь уврачует мир во всем мире, и особенно на территории нашей любимой Родины – Украине.
|