Иисус Христос многократно являлся Своим ученикам по воскресении, являлся в то время, когда они имели какую-либо нужду, приходил к ним даже тогда, когда дверь их дома была заперта. Это свидетельствует о
любви, какую имел Учитель к Своим ученикам.
Совершилось страшное событие, вылившееся в
предательство и поругание, в страдания, смерть и
погребение Благодетеля и Творца мира, Спасителя
рода человеческого Господа нашего Иисуса Христа.
Особенно в этот день св. Церковь вспоминает царское прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертию для показания, что страдания Спасителя были вольными.
Неделя 5-я Великого поста в этом году приходится на 21 апреля. Евангельское чтение этой недели повествует о том как Господь наш Иисус Христос предсказывает о своей смерти и воскресении, отказывает дать первенство Иоакову и Иоанну в Царствии небесном и учит быть смиренномудрыми.
Неделя 4-я Великого Поста в этом году приходится на 14 апреля.
В богослужении этой недели Св.Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице лице преподобного Иоанна Лествичника, который безбрашием плоть увядив и потами постническими углые стрелы вражие угасив, обновил души крепость и, возшед на высоту добродетелей, приял в душу божественное богатство Духа, непорочную молитву, чистоту, чесность, бдение всегдашнее, славою обогатился небесною, врач болящих в прегрешениях явился, и был творцом «Лествицы рая».
В службе этой недели Святая Церковь прославляет Святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Святой Крест износится на середину храма для поклонения, отчего и сама неделя называется крестнопоклонной. Цель установления службы св. Кресту открывается в прекрасных сравнениях его с райским древом жизни, с древом усладившим горькие воды Мерры, с сеннолиственным древом, под тенью которого ищут прохлады и отдыха утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Православия день мы празднуем ныне, православные
люди! В IX в. установлен этот праздник и с той поры
почитается Церковью как день торжества святых икон
после долгого гонения, воздвигнутого на них не только
от еретиков, но и от иконоборческих императоров.
"Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих" (Пс.140,З). Эти псалмопевческие слова святая Церковь влагает в уста молящихся в дни Великого поста. Церковь призывает верующих помнить о каждом слове, которое они произносят, и просить Господа оградить наши уста от всего скверного и
ненужного.
Вот уже третий день святая Церковь с материнской
заботой зовет нас на путь исправления. В покаянном
каноне св.Андрея Критского приводится множество
примеров жития доброго и греховного, слышится призыв к покаянию: "Душе моя, душе моя, востани, что спиши", уклоняйся всего злого, наследуй примеры доброго жития, избегай грехов и пороков, оскверняющих
тебя и оскорбляющих Бога.
Вчера мы останавливали свое внимание на первой
части молитвы святого Ефрема Сирина, в которой просим Бога избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Во второй части молитвы
мы просим Бога дать нам то, что освящает и преображает человека: "Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему".
Во время великопостного богослужения мы часто
повторяем молитву св. Ефрема Сирина: "Господи и
Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми". Эту молитву мы
сопровождаем земными поклонами, преклоняя и коле-
на своего сердца. Каждому из нас эта молитва знакома
и близка. Она родилась в сердце преподобного сирийского подвижника. Ею Церковь назидает верующих во дни Великого поста. Эта молитва, напоминая о наших грехах, обращает нас к Богу - Источнику прощения и святости.
"Помилуй мя, Боже, помилуй мя!". Какая краткая и
содержательная молитва! Сколько в ней смысла, сколь -
ко глубины и умиления! Этими краткими словами, начиная с сегодняшнего вечера, мы многократно испрашиваем у Бога Его неизреченной милости. Мы просим,
чтобы Он послал нам милость, покрыл нас ею, помиловал.
Близился к вечеру весенний день. Толпа народа,
пришедшего из разных концов земли на пасхальные
дни в Иерусалим, собралась на Голгофе, желая увидеть
Того, Кто осмелился сказать, как утверждали лжесвидетели, что в три дня сможет разрушить и заново восстановить Иерусалимский храм.
Первая седмица святой Четыредесятницы – есть дней початок святых постов. Святая Церковь в эту седмицу приглашая своих чад начать всечестное воздержание, поработать Господеви со страхом, постится постом приятным, благоугодным Господеви, постится не тесесное токмо, но и духовное.
В этом году неделя воспоминания Адамова изгнании приходится на 17-е марта.
В эту неделю Святая Церковь приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и за невоздержание, чтобы этим несчастьем нагляднее представить всю важность предлежащего нам подвига поста, и в утрате райского блаженства указать предмет достойный покаяния и слез. Нарушением богоданного закона прародителями показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия, научать убегать невоздержание – начала источника греха и обращаться к покаянию, как единственному средству избавления от праведного Божия суда.