ПРОПОВЕДЬ
НА ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
"И когда приблизился к городу, то, смотря на него,
заплакал о нем" (Лк.19,41). О каком же городе плачет
в торжественный момент Сладчайший Спаситель?
Может, о Тире, Сидоне и Вавилоне, которые, не зная
истинного Бога, погибали в разврате и беззаконии? А
может, Он плачет и жалеет о другом каком-либо городе, который не знает Бога?-Нет, Христос Спаситель
плачет в нынешний день о том городе, который отличен Божиим благоволением, который избран из всех
городов для особого Богоприсутствия, для Божьего
жилища, для откровения славы Божией, Он плачет о
городе, в котором через несколько дней совершится
искупление рода человеческого, о том городе, который первым услышит весть о преславном Воскресении
Христовом и из которого эта весть распространится во
все концы вселенной. Об этом городе плачет сегодня
Христос. Что же исторгает пречистые Его слезы в этот
радостный день, когда, по свидетельству Евангелия,
все восклицали Ему "осанна", когда "весь город при-
шел в движение и говорил: кто Сей?" (Мф.21,10),
встречая Его как истинного Царя и Бога?
Святое Евангелие свидетельствует, что Христос за
время Своей земной жизни трижды плакал. Плакал
Он вчера над другом Своим Лазарем, будет плакать
через несколько дней в Гефсиманском саду, молясь до
кровавого пота о Чаше и прося Отца Небесного: "Если возможно, да минует Меня чаша сия" (Мф.26,39).
Плачет Христос и сегодня, в день торжественного входа в Иерусалим. Слезы в Гефсиманском саду исполнены глубокой тайны и не подлежат объяснению. Слезы
сострадания людскому горю, плач над другом Лазарем
тоже исполнены таинственности. К чему было плакать
Спасителю над тем, кого Он, вырвав из объятий холодной и жестокой смерти, воскресит через какое-то
мгновение? Слезы же, сегодня проливаемые Христом
при виде Иерусалима, больше всего понятны. Христос
плачет над Иерусалимом, над его жестокостью, заблуждением и нераскаянностью. Плачет над его жителями, которые сами себя обрекли на осуждение. Они
с восторгом встречают Его, входящего в горвд, оказывают Ему почести - и не признают в Нем Вестника
Царства Небесного, Царства, которое Он вместе со
Своим пришествием низвел на землю, давая возможность желающим войти в него. Плачет, что люди не
познают времени своего спасения: "О, если бы и ты
хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!
Но это сокрыто ныне от глаз твоих" (Лк.l9,42). И потому " ... окружат тебя и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют ..цетеЙ твоих в тебе, и не оставят
в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени
••
посещения твоего" (Лк.l9,43-44).
Не уразумел Иерусалим Божественного посещения. Не разумеем, братья и сестры, и мы его. И плачет Христос не только о Иерусалиме и о его жителях,
плачет Он о каждом из нас. Плачет Он о тебе, жестокий человек, когда ты не имеешь в своем сердце
мира, всепрощения и любви и оттого сам страдаешь
и причиняешь горести другим. Плачет, когда ты не
исполняешь заповедей Христовых, когда ты, будучи
христианином, не живешь по-христиански, губишь
время в суете, забывая, что "едино есть на потребу".
Плачет Он и о простом мирянине, и о недостойном
священнослужителе-о всех нас, когда мы не понимаем Его посещения ради нашего спасения. Такими
посещениями исполнена жизнь каждого из нас. Их
трудно перечислить, потому что они неповторимо
личные. Особым посещением можно, к примеру, назвать дар веры, любви и христианской надежды, дар
молитвы, дар богослужения, церковных праздников,
дар таинств святой Церкви. Какой богатый дар - Покаяние и Причащение, в которых происходит благодатное соединение с Господом! "Истинно, истинно
говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе
жизни ... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
пребывает во Мне, и Я. в нем ... и Я воскрешу его в
последний день ... " (Ин.6,53,56,54). Есть особые посещения в минуты житейской скорби, болезни, потерь
и лишений. Благочестивые люди обычно в такой момент говорят: меня посетил Господь. Такие посещения помогают более трезво оценивать себя и других,
все происходяшее вокруг, они помогают человеку
подчас проснуться от греховного сна и прийти в разум истины. Бывают особые посещения и в минуты
жизненной радости и благополучия, когда душа на
крыльях воодушевления подымается горе. Посещений множество. Нынешнее преславное посещение
Господне Иерусалима касается не только города и
живущих в нем, но и каждого сердца, каждой человеческой души. Важно быть зрячим, чтобы увидеть,
важно быть способным уразуметь в Божественных
посещениях милость своего Бога и Спасителя, в меру возраста Которого мы призваны возрастать
(Еф.4,13).
Изменчивы нравы людей. Меняется наше настроение, меняются наши действия и поступки. Вот Иерусалимские жители: потрясся город от восторгов, жители постилают свои одежды на пути, по которому
идет Господь. Дети бросают ветви к Его ногам. Криками "осанна" все воздают Ему честь и славу, признают Его и Сыном Давида, и своим Царем. Но пройдет очень немного времени-и тот же самый народ
будет злобными криками "распни, распни ...Его!" требовать Его крови и Его смерти.
Бывает особое осенение и особый восторг и в нашей жизни. Его можно назвать состоянием нашего
"осанна". Кажется, в такой момент все становится
ясным как Божий день: и бытие Бога, и наше бессмертие, и крест, и цель существования. Но проходит
какое-то время-и все меняется: мы вновь, осуетившись, становимся мрачными, мелочными, раздражительными и завистливыми, уподобляемся иерусалимской толпе. Забыв св.етозарные моменты Божьего посещения, мы своими греховными мыслями и делами
распинаем вновь Христа.
Если мы, братья и сестры, пришли сегодня в храм
Божий, чтобы прославить нашего Спасителя по случаю входа Его в Иерусалим, зажжемся светом и радостью Божественного посещения и будем помнить,
что оно необходимо для дела нашего спасения. Будем
побеждать в себе всякую низменность, порочность и
нечистоту, всякую неправду и всякий мрак, помня о
том, что помощь Божия всегда с нами! Христос сопутствует нам, наставляет нас на всякую истину, плачет о нашем неразумии и радуется нашему восстанию
от греховного сна. Познаем, братья и сестры, время
нашего посещения (Лк.19,44) и вместе со множеством народа, пришедшего на праздник, услышав, что
Иисус идет в Иерусалим, воскликнем: "Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин.12,13). Аминь.
Благословен Грядый во имя Господне :
|