ПРОПОВЕДЬ НА БОГОЯВЛЕНИЕ
"Явился еси днесь вселенней ... "-так воспевает
святая Церковь своего Спасителя и Господа, называя
нынешний праздник Крещением, Богоявлением и
Просвещением. Крещением-ибо безгрешный Спаситель принимает ныне крещение от Иоанна в водах
Иорданских. Богоявлением-ибо сам Христос являет
Себя миру во всей Богочеловеческой сущности. Слышен был о Нем свидетельствующий с неба глас Бога
Отца, сошел на Него, Крещаемого, Дух Святой в виде голубя. Просвещением именуется праздник потому, что в явлении миру Христа Спасителя воссиял
разум божественного ведения всей Святой Троицы,
просвещаясь которым, люди во все времена вступают
через таинство Крещения в единение с Церковью,
мистическим телом Христовым, с Богом.
Ныне Христос является миру для Своего земного
общественного служения. В тридцать лет Спаситель
принимает крещение. Тридцать лет, по иудейским
обычаям и законам, давали право и возможность человеку выступать со своим учением, учительствовать. До
этого времени Христос жил в Назарете, "возрастал и
укреплялся духом, исполняясь премудрости ... "
(Лк.2,40), преуспевал в любви у Бога и человеков
(Лк.2,52). И Матерь Его сохраняла все в сердце Своем
(Лк.2,51). Три с половиной года-вот небольшой период времени, в который Господь наш Иисус Христос
совершил Свое земное служение. Но этот период явил
миру Новый Завет, новую эру. Христос явил миру
Свою божественную силу, власть и могущество, а также Свое смирение, божественное уничижение, страда-
ние, совершил дело нашего спасения.
Он был Первосвященником, Царем и Пророком.
Его служение называется первосвященническим,
царским и пророческим. В Ветхом Завете за людские
грехи первосвященники приносили в жертву Богу закалаемых животных. И приносящие и приносимое
являли собою символ и были прообразом новозаветной Жертвы. Без образов и символов, как Верховный
Божественный Первосвященник, Христос принес Се-
бя-Жертву живожертвенную за все человечество,
сделавшись вечным нашим Ходатаем (l Ин.2,1;
Евр.8,б; 9,15; 12,24). Он остается навсегда Первосвященником, Он есть при носящий и приносимый,
принимающий и раздаваемый, всегда ядомый и никогда не иждиваемый, разделяемый и не разделенный, но вечно спасающий приходящих к Нему. Кровию Своею Он купил нам свободу, кровию Он обновил все ветхое человечество. Его искупительная жертва распространяется на всех, она вводит нас в общение и единение с Богом-такое единение, которое не
может сравниться ни с каким общением и единением между земнородными.
Христос явил в Своем служении царское величие.
Прежде всего оно заключается в Его божественной силе и власти .. Он исцеляет больных, изгоняет бесов,
очищает прокаженных, дает зрение слепым, восставляет хромых и, наконец, воскрешает мертвых. Ему,
как Царю, Его царственной власти надлежало победить смерть-и Своим Воскресением Христос явил
эту победу, открыв врата рая всем верующим в Него.
Царским и победоносным было Его сошествие во ад
и освобождение всех там томяшихся. Его царское
служение продолжается. Только Он, имеет власть, как
Царь и Бог, прощать грехи, утешать, исцелять, приводить в разум истины, спасать и даровать жизнь вечную. Он основал на земле Церковь и является ее Главой. Мы именуем Его Пастыреначальником, изображаем Его в архиерейском достоинстве, восседаюшим
на царском троне. Благодатию Святого Духа Он поставляет епископов, свяшенников и диаконов, Он
сохраняет полноту Церкви, созидает тело церковное
для блага и спасения людей.
Служение Христа Спасителя именуется пророческим. На Нем исполнились все ветхозаветные
пророчества: предсказания о времени и месте Его
рождения, о Его служении, о страданиях, смерти,
Воскресении и Вознесении. Пророческим Его служение называется и потому, что Он Сам, великий и
божественный Пророк, Он Сам предсказал о Себе,
о Своем крестном подвиге и Воскресении, о судьбах основанной Им Церкви, о судьбах мира, о Царстве Небесном, которому не будет конца. Он приоткрыл завесу тайны Своего Второго и страшного при шествия и указал на некоторые признаки,
предшествующие ему. Скольких бы грехов и падений мы могли избежать, если бы помнили о последнем дне своем и о Втором Христовом пришествии?!
Христос Спаситель призывает всех людей к служению Богу и людям. Каждый человек несет, по примеру Христа, свой земной крест. Мы не можем достигнуть вершины совершенства, которым в высшей мере и степени обладал наш Спаситель. Но мы призваны к совершенству: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Наше служение
на земле есть для нас не только подвиг-крест, но и
возможность для совершенствования и достижения
вечного блаженства в Боге. Христос не требует от нас
ни мученической крови, ни сверхподвигов, которые
принесли Ему многие святые угодники. Требуется вера в Бога, жизнь по вере, любовь к Богу и к людям.
Если это будет у нас, мы пойдем только по тому пути, который указан, пройден и освящен Им, и мы
достигнем того, чего хочет от нас Господь. Имея все
средства и возможности, а также постоянную благодатную помощь Божию, только тот, кто сознательно
и принципиально не хочет спасения, может остаться
вне брачного чертога Небесного Жениха.
Воспевая благодатное явление Христа миру, через
которое "знаменася на нас свет" Его, проникнемся
чувством благодарности, благоговейного трепета и
христианской радости о Боге Спасителе нашем, будем славить Его: "Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе"! Аминь.
Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя и ниедино же слово довольно будет к пению чудес Твоих.
Ясний сонячний день, без вітру. На землю і на богомольців тихенько лягає рідненький лапатий сніжок. Вся природа нібито завмерла: бо священники у всій Вселенській Церкві в один голос моляться: «Сам убо Человеколюбче Царю прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию.»
І в петриківській Свято-Георгієвській громаді відбулось свято Водохреща і, як завжди урочисто. Інакше і не могло бути: бо Сам і нине Владика прийшов і до нас, щоб освятити воду сію Духом Своїм Святим.
Виличаєм Тя, Живодавче Христе, нас ради ніне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских.
Следующий день Богоявления Св. Церковь собирает своих чад на богослужение, воспевающее Предтечю и Крестителя Господня Иоанна, а вместе с ним и собор безплотных сил – лики ангельские, которые ужасались зрящее в отруях плотию крещаема Господня; Иоанна,который веселится у простому предется Владычню и молится, восхваляющим спасение испрашая.
|