«По причине болезней,
весьма часто бывавших в августе, Издревле утвердился в
Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги
и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне
(31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой
трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости
Божией). С настоящего дня и далее доУспения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для
поклонения. Это и есть предысхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединил ось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных
чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения»,
составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа:
«А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения
ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI
века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 ».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение
воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый
Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется
вкушение его нового сбора.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого
благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий , - перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа
(16) августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти
три празцника как бы связуют весь Успенский пост.
" Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, мать их Соломония
и учитель их Елеазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана. Приверженный к эллинскому культу, Антиох Епифан ввел в Иерусалиме и всей
Иудее языческие обычаи. Он осквернил храм Господень, поставив в
него статую языческого бога Зевса Олимпийского, к поклонению
которому принуждал иудеев. Многие отпали тогда от Истинного Бога.
Однако были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа
Божия и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на
мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали
ученики святого Елеазара - семь братьев Маккавеев и их мать
Соломония. Они были судимы в Антиохии царем Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Истинного Бога,
отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков,
дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был пре-
дан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть
последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя
и так же твердо перенес муки, как его старшие братья. После смерти
всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с
благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание
против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов. О всех этих событиях повествуется во 2-й Книге Маккавейской, входящей в состав Библии.
Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы
Церкви - святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланекий, Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст.
Мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евнлей жили в памфилииском
городе Пергии в царствование императора Диоклетиана (284-305).
Все они приняли Крещение в младенчестве. Святой Минеон был
плотник, остальные - земледельцы. Во время лютого гонения на
христиан святые единодушно устремились к принятию мученического подвига за Христа. Они разрушили капище языческой богини
Артемиды. За это их предали жестоким мучениям и бросили на
растерзание зверям в цирке. Но, укрощенные молитвами мучеников,
звери не коснулись их. Зрители пришли в ужас и громко кричали:
«Велик Бог христианский». Разразилась страшная гроза. На землю
одновременно падали и град, и огонь. С неба послышался голос, призывавший мучеников в Царство Небесное. От этого голоса святые
пришли в великую радость и, преклонив головы под меч, приняли
мученические венцы.
А в петриковском храме состоялись все уставные богослужения: Накануне, на всеношном бдении для всеобщего поклонения, был изнесен святой Крест Христов, после Божественной Литургии состоялось освящение воды малым чином и освящены, традиционно приношения.