Великие часы представляют собой соединение всех четырех часов в одну службу с присоединением к ним чина изобразительных. Основное назначение Царских часов – заменить собой в навечерие Литургию, которая хотя и совершается обычно в этот день, но только вечером с вечерней и относится к следующему дню.
Заменяя собой Литургию Великие часы имеют: прокимен, Апостол и Евангелие с паримией перед нами, а так же особые два псалма, приуроченные специально к празднику и тропари.
Псалмы, входящие в состав часов обыкновенных
I час-5, 89, 100.
III час – 16, 24, 50.
VI час – 53, 54, 90.
IX час – 83, 84, 85.
В Великие часы вводятся: оди псалом обыкновенный, а два заменяются другими, посвященные празднуемому событию
I час – 5, 44, 45.
III час – 66, 86, 50.
VI час – 71, 131, 90.
IX час – 109, 110, 85.
После «Славы» - тропарь предпразднества « Написовашая иногда»
«Инын « - Богородичен часа.
После этого перед «Святый боже» - большая вставка по сравнению с обычной схемой часов, а именно: поются три тропаря по дважды (посвященные воспоминанию события праздника)
- прокимен,
- паримия,
-Апостол,
-Евангелие.,
После Евангелия читается «Святый боже» и прочее по порядку, как на обычных часах. Великие часы заканчиваются чином «Изобразительных». Чин «Изобразительных» имеет разное окончание в зависимости от того бывает в этот день Литургия или нет. Если в этот день служится Литургия вместе с вечерней, то на «Изобразительных» не читается Символ веры и не , 33, но поется «Буди имя Господне…» т.к. это присуще только Литургии.
|