Установление праздника Рождества Христова относится к первым векам христианства.
До IV в. восточной и западной Церквях праздник Рождества Христова праздновался 6-го января, был известен под названием Богоявления и вначале относился к Крещению Спасителя.
Основная и первоначальная цель установления праздника-воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника.
Несколько раньше, чем в Православной Церкви праздник крещения ввели еретики-гностики, т. К. они предавали большое значение в жизни Спасителя Его Крещению.
Христиан очень увлекало в ереси гностиков богослужение, изобилующее красивых песен.
Потому –то празднованию гностиков нужно было противопоставить свой, такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением внушая ту мысль, что Христос, как Единый от Троицы Сын Божий во плоти явил Себя Богом, а не стал Богом, как бы впервые. Таким образом в IVв. по всему Востоку Крещение и Рождество Христово праздновалось в один день 6-го января под общим названием Богоявление.
Первоначальным основанием празднования Рождества Христова 6-го января служило не историческое соответствие числа с днем рождения, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, т.е. между виновником греха и смерти и начальником жизни и спасения. Второй Адам Христос по таинственному созерцанию Древней Церкви родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, т.е. в шестой день, которому соответствовало 6-е января первого месяца года.
Праздник Рождества Христова впервые был отделен от празднования Крещения в Римской Церкви в первой половине IV в. при Папе Юлие.
Перенесение праздника на 25 декабря явилось необходимостью создать противоположное языческому культу солнца и предостеречь верующих от участия в нем.
Праздник Рождения Христа 25-го декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во второй половине IVв. Впервые отдельное празднование Рождения Христа было введено в Константинопольской Церкви по указанию императора Аркадия ок. 3377 года, благодаря проповедям свт. Иоанна Златоуста, а отсюда и обычай праздновать Рождение Христа 25 декабря распространился по всему православному востоку.
Установление праздника Рождения Христа 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцев Церкви III и IVв.в. это же число более исторически соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа. Из богослужебных песнопений, посвященных Р.Х. наиболее древним, надо полагать, является первая стихира на «Господи воззвах», кондак и икос, которые были составлены в VI веке прп. Романом Сладкопевцем.
Имже была составлена 24икоса, из которых была составлена современная служба, сохранились лишь 2 ( конд. И икос)
Тропарь и светилен тоже весьма древние. В 7-8 в.в. известна Минея со службой Рождения Христа в целом виде. В 10в. имелись службы предпразднества и пропразднества.
А с 11-12в.в. на Востоке служба принимает такой вид, как и современная. Составителями современной службы являются песнописцы 6,7,8,(.в.в. Роман Сладконевец, Иоанн Дамаскин, Андрей Критский (похвалы), Косьма Машумский, Герман , патр. Константинопольский.